Логин:
Пароль:
  РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
  ВОССТАНОВИТЬ ПАРОЛЬ

ВРЕМЯ НА САЙТЕ:
26.06.2017 -



МОНЕТЫ РОССИИ И МИРА ОНЛАЙН-АУКЦИОН ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ИНФОРМАЦИЯ


МЕДАЛЬЕРЫ И. К. ГЕДЛИНГЕР И Ж. А. ДАСЬЕ В РОССИИ

В развитии европейского медальерного искусства первой половины XVIII в. заметный след оставили представители двух известных фамилий швейцарского происхождения - И. К. Гедлингер и Ж. А. Дасье. В годы царствования Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны оба работали на российском монетном дворе, создавая прекрасные образцы монет и памятных медалей.

Иоганн Карл Гедлингер - выдающийся швейцарский медальер, родился в городе Швиц в Швейцарии в 1691 г. В 10 лет он стал учеником одного ювелира в Люцерне, высоко отзывавшегося о его способностях как художника, в мастерской которого он сумел создать свои первые штемпели монет и медалей.

В 1717 г. И. К. Гедлингер уезжает в Париж, где какое-то время работает на французском Королевском монетном дворе. Именно в эти годы ему посчастливилось здесь встретиться с Петром I во время второго знаменитого Великого посольства в Европу. Молодой гравер произвел на русского царя весьма благоприятное впечатление.

В 1718 г. по приглашению канцлера шведского королевского двора Генри де Гетца Гедлингер едет в Швецию, где до 1745 г. работает сначала рядовым гравером, а впоследствии - главным медальером монетного двора в Стокгольме. Одной из крупных работ первых лет его службы была памятная медаль, посвященная королю Карлу XII. Позже он изготовил штемпели и нескольких шведских памятных монет.

В эти же годы Гедлингер создает памятные медали с портретами папы Бенедикта XIII, английского короля Карла II, императрицы Марии Терезии и ряда других европейских монархов и крупных общественных деятелей и ученых1.

Всего за период работы на монетном дворе в Стокгольме он разработал сюжеты более 160 медалей и памятных жетонов, изготовил для этого более 320 штемпелей, не считая тех, которые он вырезал специально для чекана монет.

Петр I, который был ценителем творчества И. К. Гедлингера, высоко отзывался о его работах. Он не забыл и о своей встрече с ним во Франции в 1717 г. В 1723 г., после заключения Ништадтского мира со Швецией, российский император приглашает Гедлингера на работу в Россию. Занятый работой на монетном дворе в Стокгольме, последний отвечает вежливым отказом.

Петр I, всячески пытавшийся улучшить российское монетное производство и приглашавший для этого в страну иностранных специалистов, был огорчен отказом Гедлингера и был вынужден вызвать в Россию датского медальера Антона Шульца, которого, правда, считал слабой ему заменой.

В 1728 г. попытку пригласить Гедлингера на работу в Варшаву делает польский король Август, однако и ему медальер отвечает отказом. Несколько лет спустя, в 1730 г., это же пыталась сделать российская императрица Анна Иоанновна. Ее условия были весьма соблазнительны. Медальеру назначалось годовое жалованье в 4000 золотых дукатов и дополнительная оплата каждого выполненного им изделия, однако и это не привлекло известного мастера.

В 1735 г. по совету Ивана Шлаттера, работавшего в то время директором Российской монетной канцелярии, Анна Иоанновна обращается с письменной просьбой непосредственно к шведскому королю Фредерику с тем, чтобы он направил И.К. Гедлингера на работу в Россию. Фредерик ответил милостивым согласием, отпустив своего любимого медальера лишь на два года. Гедлингеру было положено жалованье в 4000 рублей в год, что было огромной суммой по тем временам. Кроме того, ему полагался ряд льгот и разного рода материальные привилегии.

За время пребывания на русской службе И.К. Гедлингером было изготовлено несколько штемпелей для чекана монет, а также разработан ряд памятных медалей, посвященных разным персонажам и событиям истории России. Несомненно, за короткий период он не мог сделать так много, как это ему удалось, работая в Швеции. На это у него было мало времени, да и события, происходившие в России, его мало вдохновляли, однако монетные и медальные портреты, созданные им, особенно портрет императрицы Анны, считаются одними из лучших и наиболее удачных в ее иконографии. В целом его творчество оказало весьма положительное воздействие на последующее развитие медальерного искусства в России, а подготовленные им ученики продолжили начатое мастером дело.

Гедлингер работал, как правило, медленно, но обстоятельно, тщательно прорабатывая мелкие детали рисунка, особенно в портрете, что в конечном итоге позволяло ему создавать образцы первоклассного миниатюрного искусства, как в штемпелях для медалей, так и на монетах. В дополнение к галерее созданных им прекрасных портретных изображений представителей шведского королевского двора, он разработал несколько десятков медалей и жетонов, посвященных различным венценосным особам и выдающимся деятелям многих стран Европы, в том числе и России.

Таким образом, оказавшись в С.-Петербурге в конце 1736 г, он смог изготовить штемпели памятной медали, посвященной Анне Иоанновне, с легендой: «В мире и в войне славна». В это же время он вырезал штемпели для чекана золотого червонца и серебряного рубля с портретом императрицы (рис. 1).



Рис. 1. Рубль 1736

Поскольку в это время в Петропавловской крепости монетный двор не работал, медаль и монеты чеканились на «временном монетном дворе» во дворце князя Н. Прозоровского. Так как возможности этого монетного двора были весьма ограничены, было отчеканено всего 10 экземпляров медали в золоте и неустановленное количество в серебре. Кроме того, согласно имеющимся сведениям, было изготовлено 50 золотых червонцев и 100 серебряных рублей, датированных 1736 г.

Сенатский указ от 21 сентября 1736 г.2 свидетельствует о том, что данные медали и монеты (червонцы и рубли) были доставлены в Императорский кабинет. К сожалению, ни ранее, ни в настоящее время ни в одной коллекции ни одного музея не обнаружено червонцев 1736 г. Рубли же с этой датой, хотя и сохранились, но являются чрезвычайно редкими. В начале 1737 г. этими же штемпелями было отчеканено еще 2571 штука рублевой монеты. Рубли похожего рисунка более поздних лет были выполнены другими граверами. Поскольку иногда частично использовались старые штемпели, некоторые рубли более позднего чекана в чем-то напоминают оригинальный рисунок Гедлингера, а некоторые имеют и существенные отличия.

Если размер первой медали с профилем Анны, отчеканенный в С.-Петербурге, был 76 мм, то несколько позднее Гедлингер вырезал другие штемпели этой же медали диаметром в 42 мм. При этом легенда лицевой и оборотной стороны медали была выполнена на латыни и медаль датирована 1739 г.

Позднее в честь заключения мира России с Турцией, находясь уже в Швеции, Гедлингер изготовил 56-миллиметровую памятную медаль. На лицевой стороне он поместил тот же погрудный портрет Анны Иоанновны, а на оборотной изобразил одноглавого орла, распростершего крылья, с лавровым венком в клюве. Орел помещен на военных трофеях в виде пушек и знамен, захваченных русскими у турок. Легенда оборотной стороны медали гласит: «Слава империи».

Помимо рассмотренной медали с аналогичным сюжетом был отчеканен памятный жетон диаметром около 22 мм (рис. 2). Поскольку и медаль и жетон были изготовлены в Стокгольме, то попали они в Россию позднее.



Рис. 2. Жетон 1739 в честь мира с Турцией

Анна Леопольдовна, бывшая регентшей при малолетнем Иване Антоновиче, в период своего кратковременного правления, в 1740 г. пожелала вновь пригласить Гедлингера в Россию, но эта попытка оказалась безрезультатной.

Взошедшая на российский престол в 1741 г. Елизавета Петровна, стараясь не повторять ошибок своих предшественников в переговорах с медальером, просто отправила свой портрет Гедлингеру с просьбой подготовить штемпели для чекана памятной медали. В период пребывания в России Гедлингер видел Елизавету при дворе и помнил ее. Получив заказ, он постарался выполнить просьбу имперартицы. Им был изготовлен штемпель лицевой стороны медали с профилем Елизаветы Петровны диаметром в 76 мм. Однако работа над этой медалью так и не была завершена - она не была отчеканена. О прекрасном характере работы мастера можно судить только по рисунку, сохранившемуся в архивах шведского монетного двора. Однако изображение каким-то образом попало в Россию и послужило эталоном для других граверов С.-Петербургского монетного двора.

Можно предположить, что именно данный портрет Елизаветы Петровны был использован другими граверами - Лефкеном и Б. Скоттом - в их работах над штемпелями для монет и медалей с профилем Елизаветы Петровны, созданными в 50-е гг. XVIII в.

Судя по отзывам современников, Елизавете Петровне понравился портрет, выполненный Гедлингером, и в несколько видоизмененном виде его воспроизводили на монетах и медалях в течение ряда последующих лет как Лефкен, так и Б.Скотт. После них в подобном стиле на С.-Петербургском монетном дворе штемпели с портретом Елизаветы Петровны резал и гравер Т.Иванов.

Помимо указанных работ, И.К. Гедлингер успел создать штемпели памятных медалей и ряда персонажей российской истории. Так в 1736 г. он изготовил восковую копию лицевой стороны 76-миллиметровой медали, посвященной герцогу Бирону, главному фавориту Анны Иоанновны, но по неизвестной причине эта медаль так и не была отчеканена.

В 1737 г. Гедлингер подготовил медаль, посвященную графу А. И. Остерману (рис. 3). Диаметр медали - 60 мм. На лицевой стороне погрудное изображение графа, а на оборотной – фрагмент графского герба. Легенда на обеих сторонах медали на латыни.



Рис. 3. Медаль в честь А. И. Остермана


В 1730 г., когда русским послом в Швеции был адмирал граф Николай Головин, Гедлингер подготовил штемпели и отчеканил 50-миллиметровую медаль с его изображением. На лицевой стороне он поместил погрудный портрет адмирала, а на оборотной - аллегорическую фигуру Афины на фоне морских просторов и кораблей. Легенда на обеих сторонах медали на латыни.

Служба И.К. Гедлингера на монетном дворе Стокгольма продолжалась с 1718 по 1745 г. За этот период он подготовил несколько десятков учеников. Один из них, Даниэль Ферман, проявивший более других свой талант и рвение после отъезда мастера в Швейцарию, занял место главного медальера Шведского королевского монетного двора.

Из Стокгольма И.К. Гедлингер отплыл на специальном корабле, предоставленном ему королем. С собой он увозил огромный багаж, состоявший из рабочих инструментов, штемпелей жетонов и медалей, а также своих изделий. Талант и мастерство медальера были высоко оценены королем Фредериком, пожаловавшим ему титул придворного камергера, а шведская академия присвоила ему звание академика.

В 1745 г., возвратившись в родной Швиц, И.К. Гедлингер работает в качестве свободного художника. Создает новые медали, выполняя по своему выбору заказы различных европейских дворов, занимается монетами, жетонами и конструированием часовых механизмов.

Все его богатое собрание медалей и монет хранилось в семье, и только в 1891 г., после смерти его наследника Карла Доминика Гедлингера, к двухсотлетнему юбилею со дня рождения знаменитого медальера, оно было передано в Исторический музей города Базеля. В этом музее и сегодня хранится более 180 экземпляров медалей, созданных в разные годы великим мастером, в числе которых имеется и несколько медалей, связанных с Россией.

В музее хранится также прекрасный портрет Гедлингера кисти неизвестного шведского художника. На нем мастер изображен в период последних лет работы в Стокгольме (рис. 4)3. Художник прекрасно передал образ выдающегося медальера, в котором просматриваются волевые черты, незаурядный ум и природное благородство. На портрете изображен человек в расцвете лет, полный творческих планов.



Рис. 4. И. К. Гедлингер

И.К. Гедлингер умер в 1772 г. и похоронен в родном г. Швиц. Творческое наследие медальера огромно, велико и влияние, которое он оказал на развитие медальерного искусства не только в России, но и во всей Европе.

*    *    *

Вторым представителем плеяды известных европейских мастеров, связанных с развитием медальерного дела в России в XVIII в., был Жак Антуан Дасье.

Представители фамилии Дасье - швейцарцы по происхождению, среди выдающихся медальеров Европы первой половины XVIII в. занимают одно из ведущих мест. При этом необходимо отметить, что один из сыновей основателя династии Дасье, наряду с И. К. Гедлингером, также внес свой заметный вклад в дело развития медальерного искусства России эпохи царствования императрицы Елизаветы Петровны.

Медали, выполненные представителями фамилии Дасье, считаются лучшими образцами произведений медальерного искусства стран Европы XVIII века. Глава семьи - Жан Дасье - родился в Женеве в 1672 году. Его отец Дамиано Дасье был главным гравером монетного двора в Женеве. Двое из его сыновей позже стали известными резчиками медальных штемпелей. Старший сын Жан после смерти Дамиано Дасье в 1719г. унаследовал его должность, став главным медальером женевского монетного двора. Несмотря на то что основным местом проживания семьи Дасье был город Женева, ее представители в разное время работали над выпуском монет и медалей на монетных дворах Англии, Франции, Италии и России.

Так, Жаном Дасье была выполнена большая серия памятных медалей, объединенная тематическим названием «Выдающиеся деятели времени правления во Франции короля Людовика XIV». Эта серия, включавшая в себя более 75 разных медалей диаметром 28 мм, чеканилась в серебре и бронзе, и, как отмечают исследователи, была показательным примером работы гравера Жана Дасье. В 1725 г. Жан Дасье подготовил и осуществил выпуск другой известной серии, дав ей название «Протестанты-реформаторы». Она состояла из 24 медалей с изображениями известных теологов-реформаторов, в числе которых были Кальвин, Кокс, Лютер и др.

После посещения Лондона в 1728 г. Жан Дасье (рис. 5) получил приглашение работать там на монетном дворе. Ему была обещана работа помощника гравера под началом известного медальера Джона Крокера, но швейцарец от предложения отказался. Как пишет П. Дж. Томпсон4, после отказа Жана Дасье от предложенной ему работы, за его приглашение в Лондон начали активно ходатайствовать и руководство Королевского общества художников, и Общество антикваров Англии. Несмотря на большую загруженность в Женеве, в конце концов, медальер принимает приглашение и переезжает в Лондон.



Рис. 5. Жан Дасье (около 1723)

Там он, помимо прочего, разработал три известные серии медалей, отличающиеся большим мастерством художественного исполнения. Набор «Короли и королевы Англии», выполненный в бронзе, отливавшей золотом, включал в себя медали с изображением британских монархов, начиная от Уильяма I Завоевателя и заканчивая Джорджем II, которые продолжают пользоваться немалым спросом на аукционах5. Изображение одной из этих медалей, посвящённой королю Эдварду VI, приведено на рис. 6. Другим набором памятных медалей, созданным великим мастером, стала серия «Английские знаменитости». В ней представлены восемь наиболее известных в то время английских писателей, поэтов и философов, включая Уильяма Шекспира, Исаака Ньютона, Джона Локка, Джона Милтона, Фрэнсиса Бэкона и др. Затем была создана серия памятных медалей, посвященных истории Древнего Рима.



Рис. 6. Медаль в честь Эдварда VI

Старший сын Жана Дасье, Жак Антуан, некоторое время работал с отцом на монетном дворе в лондонском Тауэре. Он помогал отцу и самостоятельно разрабатывал некоторые медали. К середине 50-х годов он уже был известен как хороший мастер, слава о котором распространилась по многим странам Европы. Получая множество приглашений на работу, он долгое время отказывался, пока не пришло предложение из России.

В 1756 г. Жак Антуан Дасье переехал в С.-Петербург, получив весьма соблазнительное предложение от руководства С.-Петербургского монетного двора. Жалование ему было положено в 2500 рублей в год, что было значительной суммой по европейским стандартам для такой категории мастеров. Характерно, что русским граверам там же платили всего лишь 5% от этой суммы. Главной причиной приглашения Дасье в Россию была, конечно, его популярность и известность в Европе.

Прибыв в С.-Петербург 42-летний Жак Антуан Дасье сразу же погрузился в творческую работу. Им было разработано около десятка медалей с профилем императрицы Елизаветы Петровны, наиболее известной из которых является медаль, датированная 1754 г., посвященная открытию Московского университета.

Кроме штемпелей медалей Ж. А. Дасье резал штемпели для чекана десятирублевика и серебряного рубля 1757 г. (рис. 7 и 8). Характерной особенностью штемпелей его работы является отсутствие на них его инициалов, но портрет императрицы, созданный Ж. А. Дасье, настолько выразителен и эффектен, что автора невозможно спутать ни с кем другим.



Рис. 7. 10 рублей («империал») 1757





Рис. 8. Рубль 1757

По мнению известного российского исследователя в области нумизматики императорского периода России, автора множества трудов в этой области, ставших настольными книгами современных коллекционеров-нумизматов, В. В. Узденикова, портрет Елизаветы Петровны 1757г., разработанный Ж. А. Дасье, является одним из лучших в иконографии императрицы6.

Штемпели монет с портретом Елизаветы Петровны были выполнены в конце июля 1757 г., а уже 7 августа были представлены императрице и утверждены ею. Однако чекан монет этого типа продолжался всего несколько месяцев. Уже 10 ноября этого же года императрица приказала разработать другой портрет. Что послужило причиной отказа от чекана монет с портретом работы Дасье, трудно сказать, но в конце 1757 г. монетный двор приступил к чекану рублевых и других монет, где Елизавета Петровна была изображена в облачении, которое использовалось на монетах образца 1755 г. Автором штемпелей был Б. Скотт.

То, что рубль 1757 г. с портретом, резанным Ж. А. Дасье, не был пробным, совершенно очевидно, однако по мнению американского коллекционера Г. Данна, занимавшегося изучением истории создания монет Ж. А. Дасье, им для чекана рублей 1757 г. было разработано несколько штемпелей, разница в изображениях на которых, хотя и имеется, но весьма незначительная.

На российском монетном дворе Ж. А. Дасье проработал недолго, но профильные изображения на изготовленных им штемпелях монет и медалей поражают особым изяществом и высоким вкусом, являя собой образцы миниатюрного портрета, лучшие в медальерном искусстве не только в прошлом, но и настоящем. Это образцы высококачественной разработки медального рельефа, как в портретах, так и в многоплановых композициях оборотных сторон.

На лицевой стороне настольной медали, посвященной открытию Московского университета (рис. 9), дано классическое погрудное изображение императрицы Елизаветы Петровны вправо с ниспадающими на плечи локонами, в короне и мантии. Надпись по окружности на латыни: «Божьей милостью Елизавета I Императрица и Самодержица Всероссийская». Под изображением подпись медальера «DASSIER».



Рис. 9. Медаль в честь открытия Московского университета

На оборотной стороне, на переднем плане, аллегорическое изображение России - женщина в короне и мантии, окруженная атрибутами наук, искусств и промышленности, сидящая у подножия монумента и опирающаяся на щит с государственным гербом и вензелем императрицы, украшенным гирляндами цветов. Вдали - вид на Московский Кремль. По окружности надпись на латыни: «Воздвигла себе новый памятник». Под обрезом надпись: «Основан Московский университет 1757 г.». Медаль была отчеканена в серебре. Диаметр - 51 мм. Известны образцы этой медали в других металлах7.

Вторая наиболее известная медаль Ж. А. Дасье была изготовлена на смерть Петра I в бронзе, диаметр 38 мм. На лицевой стороне поясное изображение Петра I вправо в лавровом венке, доспехах и мантии, накинутой на левое плечо, с андреевской лентой на правом. Надпись по кругу на латыни: «Петр Великий - Император Всероссийский».



Рис. 10. Медаль на смерть Петра I

На оборотной стороне медали изображение сидящих рядом Нептуна и Миневры. Нептун левой рукой указывает на плывущие корабли, Миневра - на Петербург. Надпись вверху кружка на латыни: «Велик на море и на суше». Под обрезом даты рождения и смерти Петра (30.V.1672 - 28.I.1725). Слева у края инициалы гравера «J.D.» (рис. 10)8.

Известно также, что была изготовлена памятная медаль, посвященная графу И. И. Шувалову.

Ж. А. Дасье (рис. 11) скончался в возрасте 44 лет, вернувшись на родину после двух лет работы в России.



Рис. 11. Жак Антуан Дасье (около 1740)

В истории медальерного дела в нашей стране И. Г. Гедлингер и Ж. А. Дасье, несмотря на непродолжительный период своей работа на С.-Петербургском монетном дворе, оставили заметный след и всемерно способствовали его успешному развитию в России.

_______________________________

1 Фенглер X., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. М.: Радио и связь, 1982. С. 45.
2 Деммени М. Г. Сборник указов по монетному и медальерному делу. Вып. 1. С. 25.
3 R. Zander. Johann Carl Hedlinger//Journal of Russian numismatic society/ 1977. Spring. № 63. P. 66-75.
4 Thompson P. J. The Dassier Family and its medals. London, 1992. P. 15-35.
5 Coin News. 1999. May. London. P. 21.
6 Уздеников В. В. Монеты РОССИИ 1700-1917 гг. М.: Финансы и статистика, 1985.
С. 134, 456.
7 Букатина-Дараган Г. Е. Новейшие исследования в области нумизматики //Сборник ГИМ. М., 1998. С. 264.
8 Медали на события эпохи Петра I из коллекции А. А. Стаховича. Каталог ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1988. С. 24





  

Rambler's Top100